Пещерные храмы Аджанты – жемчужина Великого царства
В Индии есть штат Махараштра, название которого означает «Великое царство». И, пожалуй, самое интересное место в нём – Аджанта, комплекс буддийских пещерных храмов, выдолбленных в скале, протянувшейся вдоль реки Вагора.
Всего храмов Аджанты двадцать девять, и каждый из них в современных путеводителях обозначен своим номером. Удивительно, но эти творения рук человеческих были вырезаны в камне подковообразного утёса. Притом, когда заходишь в такую пещеру, создаётся полное впечатление, что находишься внутри обычной храмовой постройки, возведённой традиционным способом на поверхности земли.
Чёткостью линий и необычайной нарядностью поражают фрески и резьба по камню. И если учесть, что история пещер Аджанты начинается со второго века до нашей эры, по-настоящему удивительно, как могли оформители храма с такой филигранной точностью работать без сильных источников света.
Пусть даже со статуэтками всё понятно – их могли изваять за пределами подземелья, и лишь потом там установить. Но уж совсем с трудом представляется, как древние мастера при тусклом свете факелов или чего-то подобного высекали из породы барельефы, создавали фрески и надписи, повествующие о Будде и семьях правителей Древней Индии.
Судя по всему, пещеры были не только молельными заведениями, но и монастырями, где жили монахи. Аджанта стала их прибежищем на девять веков. Однако по неизвестной причине храмовый комплекс был брошен, пока его не обнаружили в начале 19-го века.
Благодаря этому открытию, сделанному в 1819 году, человечество вновь обрело красоту истинных шедевров буддийского искусства. Для удобства посещения пещер, вдоль их входов была построена терраса, которая одновременно является и великолепной смотровой площадкой. И теперь, гуляя по ней, можно любоваться чудесным видом Вагоры, которая словно утекает под скалу, буйство зелени и грандиозные постройки. Ранее к каждой из пещер был отдельный подъём с набережной.
Наиболее интересными представляются пещеры под номерами 1 и 2. Любопытно, что как раз под первым номером скрывается самая «молодая» пещера: она была выстроена позже остальных и потому сохранилась лучше.
Фигурки на её фасаде впечатляют замысловатостью резьбы. Они посвящены буддийским мотивам. Зал же поражает своими размерами: его высота доходит до 6 метров, а вглубь скалы он уходит на целых 12 метров. Потолок поддерживает колоннада, которая отгораживает основное пространство зала от широких проходов, расположенных вдоль стен.
Вторая пещера по стилю оформления ближе к остальным, нежели к той, которой достался первый номер. Потолок зала пещеры поддерживают огромные столбы, стены её расписаны и украшены картинами.
К сожалению, часть настенных фресок была утрачена из-за вмешательства человека, и теперь мы можем созерцать их только фрагментарно.
При этом настенные изображения Аджанты считаются уникальными в культуре всей Южной Азии. По ним, словно по летописи, можно изучать уклад жизни всех слоёв населения Древней Индии – от беднейших людей до могущественных правителей. На них же можно увидеть и представителей разнообразных народов, которые населяли страну в далёкие столетия.
Таким образом, посещение храмов Аджанты становится как бы путешествием в прошлое и одновременно прикосновение к вечной красоте мира, отражённой и в их внутреннем убранстве, и в окружающей природе.
Они великолепны, иногда мне кажется что Древняя Индия принесла миру больше достопримечательностей, чем распиаренные Египты и Майя.
Да, пожалуй, в какой-то мере так и есть. И уж точно можно сказать, что необычные места Индии носят куда более разноплановый характер.